Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Классному руководителю

Дата: 22 декабря 2015 в 22:54, Обновлено 25 января в 09:24
Обязанности классного руководителя 
 
Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. 
 
Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования. 
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы. 
Должностные обязанности - это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры. 
Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, - это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством гимназии. 
Должностные обязанности - это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации. 
Должностные обязанности - это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога. 
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности - это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены. 
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи: 
- Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ. 
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих. 
- Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств. 
- «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. 
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают. 
Назначение и задачи классного руководителя 
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: 
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; 
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; 
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации; 
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; 
- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса; 
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников. 
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в гимназии воспитательного процесса. 
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. 
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие: 
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей; 
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех; 
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни; 
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося; 
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; 
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил. 
Функции и содержание работы классного руководителя 
1. Аналитическая функция: 
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; 
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; 
- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива; 
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса; 
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; 
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела. 
2. Прогностическая функция: 
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; 
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; 
- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; 
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы; 
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива; 
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.). 
3. Организационно-координирующая функция: 
- изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте; 
- помощь воспитанникам в учебной деятельности; 
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни; 
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения; 
- индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности; 
клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее; 
- создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся; 
- защита прав и свобод воспитанника; 
- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей; 
- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников; 
- участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний; 
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями; 
- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников; 
- ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий; 
- организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел; 
- ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта); 
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы. 
4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ: 
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников; 
- построение оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель - родители», «родители - ученик»; 
- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом; 
- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе. 
Формы работы классного руководителя с детьми 
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что: 
- ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни; 
- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе; 
- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность; 
- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека; 
- при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе. 
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником: 
- дискуссионных, игровых, состязательных; 
- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга; 
- психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя). 
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами. 
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя. 
Полномочия классного руководителя 
Классный руководитель имеет право: 
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; 
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; 
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции; 
- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся; 
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение; 
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы; 
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности гимназии, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения; 
- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений; 
- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми; 
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности; 
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»; 
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку; 
- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе. 
Классный руководитель не имеет права: 
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.; 
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика; 
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение; 
- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка; 
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива. 
Классный руководитель обязан 
Классный руководитель как административное лицо обязан: 
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе; 
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами; 
- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности; 
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию; 
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем; 
- содействовать социальной и правовой защите их прав; 
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся); 
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства; 
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
Документация классного руководителя

Учитель, выполняющий функции классного руководителя

Классный журнал

Планирование работы (на полугодие)

Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года, корректируется при необходимости)

Личная карточка учащегося

Дневники учащихся

Педагог-организатор

Планирование работы (на полугодие)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.