Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Игра-как средство развития личности ребенка.

Дата: 31 января 2024 в 10:44
21 просмотр

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. В детские годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. Поэтому так важны для детей умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное, речевое и физическое развитие. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей иначе его не примут в игру. Решая игровые задачи, дети максимально проявляют свои знания, черты характера они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Таким образом, игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Влияние игры на развитие ребенка:
 Познавательное развитие. В игре дети начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов.
«Опыт с водой и яйцом» Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и умозаключения.
Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.
Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо, оно утонет. В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.
«Опыт: соль и перец» Цель: познакомить с понятие «статическое электричество », доказать, что это не волшебство, а закон физики.
Материал: соль, перец, ложка.
Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно

потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли.
 Совершенствование физически навыков. Играя, ребенок осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость.
Игры с использованием нестандартного оборудования:
“Кто быстрее соберет” - игра-аттракцион. На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер-сюрпризов или цветные крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – кто быстрее. Вариант 2: собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.
“Собери зерно” - игра-аттракцион. Крышки или капсулы от киндер-сюрпризов разбросаны по всему залу. Собирают командой в ведерко или корзину. Одна команда крышки, другая – капсулы.
“Колпачок” - используют в качестве пособия для профилактики нарушения осанки. Дети встают на одну линию, на голову ставят колпачок. По команде идут до ориентира. Выигрывает тот, кто не уронил колпачок.
Игры для развития мелкой моторики рук из нетрадиционных материалов "Наши руки не для скуки!"
Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Скрепки
Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветного картона. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.
Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
Игра «Ежик»
Предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.
 Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях

березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
Игра «Чудесный лес». Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
Упражнение «Волшебники». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
 Развитие речи. Одной из важных линий развития ребенка является - речь. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствования речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
Игра «Волшебные очки» Цель: развить связную речь, представления детей.
Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни».
В эту весёлую игру можно играть стоя или сидя в кругу. Ведущий говорит каждому игроку, куда он идёт. Игрок должен сказать, какой предмет он возьмёт. Предмет должен начинаться на ту же букву, что и место, куда идёт играющий. Например:
— Ты идёшь в кино и берёшь с собой... — Конверт.
— Ты идёшь в театр и берёшь с собой... — Торт.
Тот, кто не может назвать слово на соответствующую букву, выходит из игры.
 Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
Игра «Колечко красоты» Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры: сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
«Щедрые подарки». Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Распределение ролей: Один ребенок - Фея Щедрости, остальные дети получают разные буквы и запоминают их.
Ход игры: под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.
«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».
 Эмоциональное развитие. Дети смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность.
Игра «Я радуюсь, когда...» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда...», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Игра «Кого - куда» Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:
-можно посадить за праздничной стол;
-нужно успокоить, подбодрить;
-обидел друг;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.
Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.